UMATEX Росатом презентовал композиты для авиастроения на МАКС-2021

22 2021

UMATEX Росатом представил композитные материалы, которые используются в создании крыла новейшего российского лайнера МС-21 и других летательных аппаратов на площадке Международного авиакосмического салона МАКС-2021.

Презентация композитных материалов для авиастроения состоялась в рамках панельной дискуссии «Композиты – путь в авиации» на стенде UMATEX Росатом 22 июля 2021 года.

ANN-1182.jpg

В качестве спикеров панельной дискуссии выступили Первый заместитель Генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, Заместитель генерального директора UMATEX Росатом Юрий Свистунов, Директор по инновациям и перспективным технологиям АО «УЗГА» Дмитрий Подорящий. Модерировал дискуссию заместитель генерального директора UMATEX Дмитрий Коган.

В ходе дискуссии эксперты отметили, что сегодня углепластик – один из самых востребованных материалов для создания высоконагруженных конструкций в авиалайнерах, вертолетах, беспилотниках. В его составе находится углеродное волокно - материал, состоящий из сверхтонких нитей, образованных преимущественно атомами углерода. Композиты на основе углеродного волокна отличаются легким весом, повышенной прочностью, высокими антикоррозионными свойствами и долговечностью.

Анатолий Гайданский рассказал, что новая модель российского узкофюзеляжного самолета МС-21-300, представленного на МАКС-2021, на 30% состоит из композитов. Эти материалы применяются в создании крыла, элементов механизации и хвостового оперения. Консоль крыла самолёта, изготовленная из материалов UMATEX, в мае была доставлена на Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех»). Консоль, длиной 17,5 м, будет установлена на самолёт МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику. Ранее на этот самолёт был установлен центроплан, также изготовленный из материалов UMATEX. Композитное крыло, разработанное по уникальной технологии вакуумной инфузии, обеспечивает топливную эффективность МС-21-300 на 4-6% больше, чем у Boeing-737 или Airbus A-320, а также обладает высокими прочностными и аэродинамическими характеристиками.

Аналогичный эффект от применения композитов, по словам Дмитрия Подорящего, получают и производители региональных и учебно-тренировочных самолетов.

По словам Юрия Свистунова, импортозамещение композитных материалов в отрасли авиастроения и других индустриях стало возможным благодаря реализации планов UMATEX Росатом по созданию полного технологического цикла производства композитов от сырья, углеродного волокна, продуктов на его основе, до готовых изделий.

ANN-1127.jpg

В рамках программы импортозамещения производство отечественного углеродного волокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в дивизион UMATEX Росатом) в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году, что позволило практически полностью заместить иностранную продукцию на российском рынке. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна различных номиналов, которые по характеристикам и качеству не уступают зарубежным аналогам ведущих мировых производителей.

ANN-1139.jpg

На стенде UMATEX на МАКС-2021 также состоялся розыгрыш призов Carbon Store. Победители, оставившие визитки на стенде, были выбраны рандомным способом. В качестве награды им достались модные аксессуары, изготовленные с применением углеродных тканей – бумажник и обложка для паспорта UMATEX, которые надежно защищает встроенный RFID-чип биометрического загранпаспорта и банковских карт от дистанционного считывания.

На стенде UMATEX в бизнес дни также состоялась презентация композитных материалов. В частности, представители UMATEX Элина Билевская рассказала об уникальных преимущества композитных материалов на основе углеродного волокна, производственных циклах: от создания сырья, углеродного волокна, полуфабрикатов – тканей различного типа плетения, препрегов, до готовых изделий, которые используются в стратегических отраслях промышленности: авиастроении, автомобилестроении, энергетике, судостроении, нефтегазовой отрасли, строительстве, спорттоварах.

ANN-1503.jpg

На стенде UMATEX были представлены материалы на основе углеродного волокна для отдельных индустрий: авиастроения - углеродные волокна и препреги на их основе, изделия из композитов для строительства – углеродные ленты Fibarm, образец шпунта, арматуры и другие продукты, мотокомпоненты – композитный обвес для спортивного мотоцикла.

ANN-1665.jpg

Композитный дивизион UMATEX

Единственный производитель углеродного волокна в России, располагающий масштабными производственными мощностями по всей цепочке создания композитов. Дивизион включает в себя промышленные производства углеродного волокна (УВ) ООО «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» в Республике Татарстан, ООО «Аргон» в Саратовской области, ООО «ЗУКМ» в Челябинске. В числе наших предприятий также производство тканей и препрегов: АО «Препрег-СКМ» в Москве и ООО «Препрег-Дубна» в Московской области и его структурное подразделение в Калужской области. В сфере готовых изделий - компания по производству спортивного инвентаря «Заряд» в Татарстане, «Русатом Газтех» и совместное предприятие с Роснано «Композит-Инвест» в Москве. На экспортном направлении работают два Торговых дома в Чехии и Китае. Научно-исследовательский центр, расположенный в Москве, оборудован самым современным оборудованием по разработке технологий ПАН-прекурсоров, УВ, связующих и препрегов. С целью развития рынка композитов дивизион образовал межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» в Республике Татарстан, Московской, Саратовской, Тульской и Ульяновской областях.

UMATEX активно развивает экспортное направление. Так, продукцию компании успешно применяют в создании судов нового поколения итальянские судостроители - компании Azimut и San Lorenzo.